» » [ Добавить статью ]

Как изготавливали грампластинки в советское время
Грампластинка берёт своё начало с фонотеки — запасника звукозаписей, где многоярусные стеллажи заставлены коробками с магнитной лентой. С этой ленты фонограмма переносится на лаковый диск с помощью специального режущего инструмента записывающего устройства, вырезающим звуковую дорожку. Электрические сигналы магнитной ленты преобразуются в механические движения резца. В процессе лаковый диск вращается с одинаковой скоростью. Резец же, вырезая канавки, движется в радиальном направлении.
Лаковый диск представляет собой прецизионное изделие. Основой (подложкой) служит тонкий алюминиевый лист. На подложку (основу) нанесёно с обеих сторон специальное лаковое покрытие толщиной около 0,2 мм. При нанесении лака не допускается попадание инородных вкраплений величиной более 1 микрона. Лак наносится в стерильном помещении, в которое воздух поступает через сложную систему удаления пыли. К лаку также предъявляют строгие требования по фильтрации, нанесению и последующей сушке.
Рекордер - это высокоточный электромеханический станок, осуществляющий запись на лаковый диск. Стерильная чистота - обязательное требование к помещению, где он располагается. Для недопущения паразитных вибраций, которые могут исказить запись, рекордер смонтирован на мощном основании, и не имеет связей с самим зданием.
Сигналы магнитной ленты преобразуются в электрический ток, и попадают в катушки возбуждения рекордера. Сердечники катушек колеблются вместе с резцом, нарезая, таким образом, канавки. Образующаяся при этом стружка удаляется вакуумным отсосом, расположенного рядом с резцом.
Резец представляет собой микроскопический режущий инструмент сложной геометрической формы. На резец намотана тончайшая проволока. Электрический ток, проходя по ней, вызывает нагрев резца до 200-300°С. Раскаленным резцом в слое лака канавка нарезается плавнее и мягче, сводя к минимуму уровень собственных шумов. Резцы, в основном, изготавливают из сапфира. Алмаз, как очень дорогой материал, используется крайне редко.
За процессом нарезания дорожки наблюдает оператор. По-началу пользовались микроскопом, что очень утомляло зрение. Но в дальнейшем режущую головку снабдили миниатюрной телекамерой, что дало возможность контролировать за процессом, глядя на монитор. Полученная таким образом запись на лаковом диске ничем не отличается по своим характеристикам и параметрам от магнитной фонограммы.
Готовый лаковый диск используют для получения никелевых оригиналов методом гальванопластики. Данный электрохимический метод позволяет делать точные копии микрорельефа звуковых канавок. Первый оригинал может служить матрицей, с него можно прессовать грампластинки. С одной матрицы можно изготовить несколько сотен виниловых пластинок. Если заказ грампластинок исчисляется тысячами штук, потребуются дополнительные матрицы. Лаковый диск для этого не используется. В ванну с электролитом помещают первый оригинал, и с него снимают второй оригинал. Как только он получен, его проверяют на слух, поместив в специальный проигрыватель. При обнаружении дефектов, что иногда бывает, студия записывает новый лаковый диск. Но в большинстве случаев за работу берётся заводской ювелир-гравёр, который с помощью своих инструментов и приёмов устраняет дефекты, коверкающие звук. После устранения дефектов, приступают к изготовлению матриц. С восстановленного диска электрохимическим методом получают третий оригинал. Для многотысячного издания виниловых пластинок с третьего оригинала получают четвёртый. Данный оригинал отсылают на завод грампластинок. На заводе есть свой гальванический цех, где с полученного оригинала сделают нужное количество матриц. Число матриц определяется общим тиражом виниловых пластинок.

Источник: http://lpdisk.ru/publikacii/17-kak-delali-vinilovye-plastinki-v-sssr.html
Категория: о культуре, о искусстве | Добавил: (11.09.2010) | Автор: Mike E
Просмотров: 1113
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]